Проблемы туроператора Ted Travel, в разгар "горячего" туристического сезона прекратившего обслуживать туристов, затронули почти 4 тысячи его клиентов. По данным члена наблюдательного совета ассоциации "Турпомощь" Дмитрия Горина, на данный момент в Турции находится 750 человек от оператора. Другие участники рынка полагают, что речь идет примерно о 800 туристах. При этом еще от 2800 до 3500 человек, по разным оценкам, приобрели пакеты от Ted Travel на будущее. 

Сама Ted Travel объяснила прекращение работы вспышкой вируса Коксаки, зафиксированной на турецких курортах – дескать, из-за этого спрос на основное направление компании упал. Однако, по словам Горина, никакой эпидемии в стране нет, и настоящая причина выяснится позднее. Он напомнил, что у Ted Travel были проблемы с авиакомпанией "ВИМ-Авиа". 

По данным сайта Ассоциации туроператоров России (АТОР), проблемы Ted Travel связаны с коммерческими взаимоотношениями оператора и его принимающей компании в Турции. У Ted Travel образовался большой долг перед турецкой Jazz Travel. Компания не получала деньги от оператора и селила туристов под "честное слово", говорится на сайте АТОР. Когда стало ясно, что оплаты не будет, людей начали выселять, а вновь прибывших не размещали вовсе. 

В результате люди вынуждены селиться за свои деньги, а если с собой нужной суммы нет – ведь в Турцию едут, как правило, на all inclusive – проблемы только начинаются. Некоторым туристам проживание в отелях Турции на это время оплачивают их турагенты, помогая своим клиентам в сложной ситуации.

Отдых не гарантирован

Эксперты, опрошенные "Прайм", констатируют, что подобные риски достаточно велики. "Наиболее вероятно, что такое произойдет на самых популярных направлениях, как, например, Турция. Во-первых, у турфирм должен быть заключен договор страхования ответственности туроператора, во-вторых, безопаснее всего планировать поездку самостоятельно - приобретать билеты самостоятельно, бронировать отель", - советует начальник отдела личного страхования СК "МАКС" Ирина Ярцева.

Избежать такого со 100% гарантией невозможно, согласна директор по маркетингу портала Turizm.ru Мария Конобеева. "Все помнят ситуацию с "Лабиринтом", который работал много лет, и ничто не предвещало его краха. Однако минимизировать риски возможно – прежде всего, лучше работать с крупными операторами – они входят в топ-10, существуют много лет, их все знают. Если речь идет о нишевых продуктах, например, поездке в экзотическую страну или на горнолыжный курорт, можно обратиться к соответствующему оператору, который этим занимается. Но в любом случае важно проверить, чтобы он входил в реестр туроператоров РФ и имел актуальные финансовые гарантии. В случае краха это поможет вам вернуть свои деньги", - напомнила она. 

Кто поможет туристам

Участники рынка и официальные инстанции заверяют, что все находящиеся в Турции туристы Ted Travel получат гарантированную законодательством РФ помощь в части возвращения в Россию. Домой их отправят без дополнительных выплат организованными рейсами авиакомпаний при участии ассоциации "Турпомощь". Соответствующий вопрос рассмотрят на экстренном совещании в Ростуризме в пятницу. 

"Ростуризм" сообщает, что людей могут начать вывозить из Турции уже в пятницу. Тех, чей вылет задерживается, бесплатно разместят в отелях либо возместят затраченные на дополнительные дни средства. 

Те же, кто не может теперь поехать в оплаченный тур, тоже имеют право получить компенсацию. Финансовые гарантии у туроператора - 50 млн рублей, которых, по предварительным оценкам, должно хватить, считает Горин. 

Если фингарантий не хватит, туристы могут обратиться за компенсацией в фонд персональной ответственности Ted Travel. Сейчас там находится около 1 млн рублей. Скорее всего, денег должно хватить для всех выплат – люди смогут получить до 100% потраченного, считает Конобеева. "Масштаб проблемы сравнительно невелик, а ответственность Ted Travel застрахована сразу у двух компаний. На ее сайте опубликован список документов на подачу возмещения, мы помогаем туристам собрать пакеты", - пояснила она. 

Согласно закону, страховщик в течение тридцати дней рассматривает заявления туристов и формирует реестр. Далее происходят выплаты.

Алгоритм действий

Итак, что делать туристу, внезапно оказавшемуся перед угрозой выселения из отеля или незаселения? По словам юриста АК "Гражданские компенсации" Марины Шакировой, можно самому еще раз оплатить отель, сохранив все чеки, а после приезда обратиться в страховую компанию, которая страховала ответственность оператора. Они обязаны все возместить. "Естественно, следует взять в отеле документ об отказе в поселении или выселении, после приезда - с ним и договором на оплату путевки опять же в страховую", - предупреждает она.

Если денег нет, юристы советуют позвонить в Ростуризм и ассоциацию "Турпомощь", чтобы организовали эвакуацию. Можно обратиться в ближайшее консульство РФ, то есть переложить свои проблемы на официальные структуры, они придумают, где временно расселить людей, пока их не заберет самолет, говорит Шакирова. 

По возвращении  туристам необходимо обратиться в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору, с требованием о выплате, советует юрист АБ RBL Афина Лесниченко. "С 01.01.2017 законодательством предусмотрена возможность заявлять требования о возврате денежных средств за путевку, предусматривающую выезд за рубеж, объединению туроператоров в сфере выездного туризма. Порядок обращения за денежной выплатой зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора", - рассказала она.

Разумеется, необходимо сохранять все платежные документы, чеки, подтверждающие вынужденные расходы (дополнительно оплаченные а/б и т.д.) для получения в последующем возмещения указанных расходов.

Кроме этого выплата страхового возмещения не лишает туриста права требовать возмещения морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, также турист имеет право заявлять требования о включении в реестр кредиторов туроператора в рамках процедуры банкротства, добавила Лесниченко.

Подробности на сайте Агентства экономической информации ПРАЙМ : https://1prime.ru/articles/20170825/827830306.html