19 тысяч человек — цифра, которую приводит «РЖД», — столько людей получили травмы на объектах госкорпорации с 2012-й по 2017-й годы. Выжить после такого само по себе — чудо, больше 65% случаев заканчиваются смертью. Еще сложнее вернуться к привычной жизни. Но, как оказывается, самая неразрешимая задача для пострадавших — заставить «РЖД» компенсировать потери. Если раньше сумма, которую пострадавшие взыскивали с «РЖД», составляла около 100 тысяч рублей, то с 2017 года размеры выплат резко пошли вниз, рассказали «Новой газете» юристы. Вниз — это до 20 тысяч рублей.

По официальным данным, за последние шесть лет на объектах «РЖД» погибло 12 тысяч человек, за год в среднем две тысячи. Основные причины гибели и травм — переход железнодорожных путей, падение между вагоном и платформой. Ответственность за вред, нанесенный жизни и здоровью людей, по закону, всегда несет ОАО «РЖД».

Глядя на «зайцев», которые беспечно спрыгивают с платформы, чтобы не платить за проезд, или пассажиров, которые в спешке перебегают пути в неположенном месте, можно задаться вопросом: почему за нарушение правил безопасности отвечает «РЖД»? Но ведь именно действия или бездействие госкорпорации определяют, насколько просто нарушить правила. Если пути проходят далеко от населенных пунктов, ограждены насыпью, а спрыгнуть с платформы мешают ограждения, уровень травматизма мог быть бы иным. В распоряжении № 2655р авторства «РЖД», к примеру, указано, как должен выглядеть переход через линии высокоскоростного движения поездов. Настил, ограждение, искусственное освещение и зона накопления пешеходов, предупредительные надписи и знаки, а также автоматическая сигнализация, которая сообщает о приближении поезда.

Закон четко определяет ответственность «РЖД». Гражданский кодекс РФ предусматривает случаи, при которых ответственность за причинение вреда жизни и здоровью гражданина наступает даже при отсутствии вины того, кто его нанес. Касается это случаев, когда ущерб причинен источником повышенной опасности. Это и есть железная дорога, владельцем которой является ОАО «РЖД». Вина потерпевшего в такой ситуации может повлиять только на размер выплат — они могут быть уменьшены, если будет доказана грубая неосторожность пострадавшего. То, чего буква закона уменьшить не позволяет, — это выплаты за вред жизни и здоровью: расходы на лечение и похороны.

До последнего времени пострадавшие подавали иски к ОАО «РЖД». Будут ли делать это дальше — большой вопрос. Получить выплату возможно только в судебном порядке. И, по словам опрошенных «Новой» юристов, практика в судах по искам к ОАО «РЖД» стремительно меняется в сторону минимизации присуждаемых сумм.

— Размеры сумм, взыскиваемых с «РЖД», — самые маленькие по категории дел дорожно-транспортных происшествий, — комментирует адвокат юридического объединения «Гражданские компенсации» Ирина Фаст. — Раньше сумма, которую взыскивали с «РЖД», была в пределах 100 тысяч рублей. Встречались суммы и намного больше, — все зависело от обстоятельств травмы. Но 2017 года размеры взысканий резко пошли вниз. Никто не стеснялся говорить, что «дали установку» взыскивать максимум 40 тысяч рублей, но лучше меньше. Связано это с экономией средств «РЖД», я думаю.

Снижение идет по всей стране. Редакции известны десятки случаев, которые подтверждают эту тенденцию.

  • Моральные страдания родителей 21-летнего Алексея М., который погиб под колесами поезда на перегоне «Новочеркасск — Хотунок», суд оценил в 40 тысяч рублей.
  • В марте 2017 года моральную компенсацию в размере 70 тысяч рублей решением Ленинского районного суда Нижнего Новгорода получил отец 22-летнего Сергея К., который переходил пути и не увидел поезда, вывернувшего меньше, чем за 100 метров.

Мало того — в «РЖД» активно взялись за пересмотр решений первой инстанции. Бывает, что суды оценивают моральный вред в 30-40 тысяч, а иногда и выше 100 тысяч рублей, и тогда в апелляции указанные дела пересматриваются. В жалобах «РЖД» настаивает на более низкой планке по выплатам, замечает Ирина Фаст.

— Тенденция роста числа апелляционных жалоб со стороны РЖД однозначна: раньше обжаловалось не более 5% решений суда, в настоящее время не менее 75%, — комментирует ситуацию Вячеслав Блюм.

Редакция запросила у РЖД информацию о том, какое количество исков пострадавшие подали за три последние годы, сколько составила сумма выплат и сколько апелляционных жалоб было подано. Ни на один из этих вопросов в РЖД отвечать не стали, ограничившись таким комментарием: «Отказ в компенсации морального вреда в силу закона не допустим; ее размер определяется судом. При наличии оснований вынесенные судебные акты могут быть обжалованы в установленном законом порядке».

Полна версия материала «Жизнь — под откос, решение — под копирку» на сайте издания «Новая газета» по ссылке https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/04/03/76030-zhizn-pod-otkos-reshenie-pod-kopirku