Ролевая игра "Разговор с чиновником", упражнение "Просьба", теория "запрещённых подарков" — всё это элементы набирающих популярность "бюрократических" тренингов. На них простых граждан и предпринимателей учат, как преодолеть "чиновникофобию", найти общий язык с "важным дядей в костюме" и добиться своих целей в кабинетах госструктур.

У Ирины небольшой магазин одежды. Бизнес идёт успешно, от покупателей нет отбоя. При этом ещё два года назад она и подумать не могла о собственном бизнесе. Работала инженером в строительной компании, а шитьё было просто хобби. Женщине становилось не по себе только от одной мысли о том, что своё дело — это постоянное общение с чиновниками, получение справок, разрешений, составление отчётности. Потом она случайно натолкнулась в Интернете на курсы "Как общаться с чиновниками".

— Решила сходить просто из любопытства, — вспоминает Ирина. — К моему удивлению, эксперимент удался. На первом же занятии у нас было что-то типа ролевой игры. Приходим на приём, в кабинете скандальная тётя, от которой зависит, выдаст ли она необходимое нам разрешение на строительство или нет. И наша задача была выйти из конфликтной ситуации. Все, конечно, наделали ошибок. В итоге оказалось, что причиной был изначально заложенный страх перед человеком в кабинете. Когда я преодолела эту "чиновникофобию", то сразу же стала находить общий язык с госслужащими. Просто не надо их бояться.

По мнению Николаса Коро, тренинги, которые учат спецобщению с чиновниками, противоречат гражданскому сознанию. Просто потому, что госслужащие выводятся в отдельный класс, что ещё больше усиливает опасливое отношение к ним как к особым людям.

— Вместо того чтобы формировать гражданское сознание и отношение к чиновникам как к слугам народа без кавычек, люди тратят деньги на тренинги, где под личиной избавления от страха перед чиновниками на самом деле идёт жёсткое программирование, что чиновники — отдельный класс и с ними нужно общаться по-особенному, — заключает маркетолог. — Такая позиция отделяет чиновников от народа, превращая их в неких небожителей, а это попросту опасно для гражданского сознания.

В свою очередь, юристы считают, что перед походом по кабинетам нужно в первую очередь думать не о фобиях, а о своих правах.

Например, адвокат АК "Гражданские компенсации" Ирина Фаст советует: когда общение с госслужащим разворачивается не в вашу пользу или его решение откровенно выходит за пределы закона, стоит напомнить чиновнику, что любое его действие может быть оспорено в суде, со всеми вытекающими из этого последствиями. Правда, грозить судом по любому поводу не стоит. Чиновников этим не напугаешь — они прекрасно знают, за что им грозит или не грозит суд.

— Общаясь с представителями власти, нужно всё фиксировать в письменном виде, — отмечает Ирина Фаст. — Просить письменные отказы, обращаться с письменными заявлениями. Для того чтобы в неблагоприятном случае было к чему апеллировать. Если общение происходит в устной форме, то желательно общаться в присутствии свидетелей.

Полная версия материала на сайте издания ЛАЙФ:

 https://life.ru/t/%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81/1028531/rolievyie_ighry_s_chinovnikami_kak_zastavit_biurokratov_rabotat_na_siebia