В мае в России традиционно начинается сезон отпусков. К сожалению, это связано не только с радостью от долгожданного отдыха, но и с возможными задержками и отменами авиарейсов, а также неприятными происшествиями в пути. Агентство "Прайм" опросило экспертов, на что могут рассчитывать путешественники – какие права дает билет на самолет, какие компенсации обязаны предложить авиаперевозчики, и на что рассчитывать пассажирам поездов.

Прежде всего, не следует забывать о том, что билет на самолет – это ваш договор с авиакомпанией, которая обязана доставить вас в нужное время в необходимое вам место или позаботиться о вас в случае любых ЧП. Перевозчик несет ответственность за отмену или задержку рейса из-за нестыковок в расписании, неготовности борта или экипажа к полету, отказа в посадке пассажира на рейс из-за "овербукинга". Иными словами, лишь обстоятельства непреодолимой силы вроде стихийных бедствий, военных конфликтов, "заморозка" авиасообщения и т.п. освобождают авиакомпанию от ответственности. В ряде случаев она не может нести ответственность, предусмотренную договором перевозки, из-за забастовки персонала или неисправности, угрожающей здоровью и жизни пассажиров, если перевозчик докажет, что сделал все возможное, чтобы полет состоялся. 

Что может предложить авиакомпания в качестве компенсации?

Размер возмещения регламентируется нормами законодательной базы в первую очередь национального, а также международного права. Причем, как правило, действуют законы той страны, где произошел инцидент. К примеру, за задержку рейса из Европы в Москву российская авиакомпания будет отвечать по европейским стандартам.

Чтобы получить деньги, пассажиру следует в течение шести месяцев со дня отмены или задержки рейса обратиться с письменной претензией в адрес авиакомпании. Претензию можно подать лично в аэропорту вылета или прилета или на сайте перевозчика. В случае отказа от ее удовлетворения перевозчиком, следует подавать иск в суд. К нему надо приложить копии авиабилетов с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета либо справки, заверенной представителем компании или аэропорта, а также чеки и квитанции, доказывающие понесенные вами незапланированные расходы. Но не переусердствуйте – суд не оценит если вы, получив моральную травму от действий авиакомпании, решили сгладить ее в пятизвездочном "люксе" с шампанским и лобстерами. На практике значительные суммы в качестве компенсации морального вреда получить довольно сложно. Но траты должны быть в любом случае объективно обоснованными.

Для особо мнительных существует страхование от несчастного случая, которое страховщики предлагают выезжающим за рубеж в качестве дополнения к стандартной медицинской страховке. Стоит это несколько тысяч рублей. Чем выше страховой сбор (премия), тем больше возможная компенсация. В зависимости от условия каждой конкретной страховой компании, этот полис начинает действовать либо после пересечения зоны паспортного контроля в стране назначения, либо после его прохождения в России. В последнем случае реально получить возмещение и от страховщиков параллельно с компенсацией от перевозчика. Страховое возмещение составляет от 1 тысячи евро до 10 тысяч евро.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД

Пассажир является потребителем услуг и на него распространяется действующее законодательство о защите прав потребителей, которое, помимо прочего, также позволяет взыскать компенсацию морального вреда, размер которого пассажир определяет самостоятельно, и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом. 

Монреальской конвенцией, к которой присоединилась Россия, установлено, что в случае причинения указанного вреда, не превышающего 100 000 специальных прав заимствования (SDR) на каждого пассажира, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность. Сейчас с учетом курса SDR такая ответственность установлена на уровне 7,8 млн рублей. "Кроме того, перевозчик производит пострадавшим пассажирам предварительные выплаты, когда такая обязанность установлена национальным законодательством. Если же вред причинен на более крупную сумму, то получить соответствующие выплаты можно в судебном порядке", - указывает адвокат АК "Гражданские компенсации" Ирина Фаст.

По ее словам, размер вреда определяется индивидуально в отношении конкретного пассажира с применением специальных методик и правил. Страховая компания производит выплату возмещения в течение 30 дней или же направляет мотивированный отказ. Размер выплаты рассчитывается, исходя из страховой суммы авиаперевозчика, и зависит от характера и степени повреждения здоровья пассажира.

Схожая ситуация с железнодорожными поездками. По закону все пассажиры имеют право на страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу. Максимальная сумма выплаты страховых компенсаций пострадавшим составляет до 2 млн рублей. Так, пострадавшие в недавнем столкновении поезда "Москва-Брест" и электрички, которое произошло на западе Москвы, уже начали обращаться за компенсациями.

Принцип взыскания тот же: сначала требовать предоставление компенсации в претензионном порядке, а уже затем – в судебном. Опять же не стоит забывать о возможно взыскании морального вреда и штрафа. Таким образом, в случае серьезного ущерба здоровью пострадавший может рассчитывать на миллионы рублей. 

Подробнее на сайте издания Агентство экономической информации ПРАЙМ: https://1prime.ru/articles/20170505/827429278.html