Уважаемые клиенты,

В то время, когда вся страна готовилась к новогодним праздникам, Президентом РФ 29 и 30 декабря 2015 года было подписано более 80 законов, приняты поправки в уже действующие законы. В том числе были внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» – закон, призванный защищать права граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные изменения действуют с 01 января 2016 года, то есть они вступили в силу всего через 2 дня после их подписания, что является совершенно необъяснимым, ведь положения данного закона затрагивают интересы миллионов людей в нашей стране, а сами изменения являются весьма и весьма неоднозначными.

Стоит отметить, что закон и до внесения поправок не отличался совершенством, что, в частности, позволило Верховному Суду РФ в начале 2015 года одномоментно изменить практику, складывающуюся годами в пользу застрахованных (мы об этом ранее писали на нашем сайте).

К сожалению, последние изменения, несмотря на их декларируемую социальную направленность, фактически ухудшают положение граждан, пострадавших на производстве, как по сравнению с прежней редакцией закона, так и с нормами Гражданского кодекса РФ.

Безусловно, некоторые поправки в закон являются позитивными. Например, сотрудники ФСС РФ в случае тяжелого состояния здоровья застрахованного по его заявлению могут оказать содействие в получении необходимых документов, стал возможен перерасчет в случае уточнения данных о размере фактического заработка (если ранее по каким-то причинам были представлены неверные сведения или информация о заработке отсутствовала).

Но все эти позитивные изменения перечеркнуты тем, что в целом новая редакция закона фактически превратила Фонд социального страхования РФ в сборщика и распорядителя денежных средств, практически полностью сняв с него обязанность по обеспечению прав застрахованных на получение страховых выплат в полном объеме, в максимально положенном по закону размере.

Что это значит? Если исходить из того, что данный закон изначально предназначен для того, чтобы гарантировать максимально возможное возмещение вреда гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то в новой редакции отчетливо прослеживается предельное расширение прав ФСС РФ по сбору страховых взносов. Но при этом столь же отчетливо прослеживается очевидный факт того, что сейчас гражданину станет крайне сложно получить страховые выплаты в максимально положенном размере. То есть, закон, призванный защищать права граждан, теперь в основном защищает права ФСС РФ.

Бесспорно, что если гражданин имеет право на получение страховой выплаты, то он будет её получать. Но для любого гражданина, имеющего право на страховую выплату, важен, в первую очередь, не сам факт получения выплаты, а размер этой выплаты. И естественно, что каждый получатель страховых выплат имеет право получать выплату в максимально положенном по закону размере.

С учетом новых изменений реализовать своё право на получение выплаты в максимально положенном размере для гражданина станет предельно сложно. Пострадавший сам должен указать сотрудникам специализированного учреждения период, из которого следует исчислять выплаты, для чего пострадавший должен, опять же самостоятельно, произвести расчеты из всех возможных вариантов. Внося подобные изменения, законодатель перекладывает все обязанности сложнейших расчетов и ответственность за выбор периода для расчета выплат на самих граждан. Сложно себе представить ситуацию, при которой человек, проработавший всю жизнь по профессии плавильщика, шахтера, маляра и т.п. (большинство пострадавших – люди рабочих профессий с образованием не выше среднего) произведет самостоятельно пять-семь вариантов расчетов страховых выплат, которые могут включать необходимость применения более тридцати повышающих коэффициентов, выяснит, какой из них самый выгодный и впишет его в свое заявление о назначении выплат. А если пострадавший не справится с этой задачей, выберет предельно невыгодный для себя вариант и будет получать, например, 2 тыс.руб., имея законное право на многократно большую сумму, то виноват в этом будет только сам пострадавший, ФСС РФ не будет нести никакой ответственности.

Казалось бы самый очевидный и разумный вариант – возложить именно на ФСС РФ обязанность произвести для пострадавшего правомерный расчет из всех возможных вариантов, чтобы пострадавший наглядно видел итоговые суммы и мог сделать простой выбор. В ФСС РФ работают и получают зарплату тысячи специалистов, а современные компьютерные технологии позволяют сделать расчеты без особых сложностей. Но подобного варианта изменения в закон не предусматривают.

Отметим также следующие негативные изменения:

  • при исчислении выплат, в расчет заработка будут включаться неотработанные месяцы, если сохранялся средний заработок (например: период отпуска, повышения квалификации, исполнения государственных и общественных обязанностей). Размер заработка, как правило, в таких месяцах ниже, чем в полностью отработанных (ранее можно было заменить их предшествующими месяцами, с хорошей зарплатой).
  • пострадавшие лишены возможности расчета страховых выплат исходя из своей квалификации, а также только в исключительных случаях возможно назначение выплат из величины прожиточного минимума. Ранее это было предусмотрено, так как у граждан диагностируется профессиональное заболевание зачастую спустя длительный промежуток времени после того, как они уволились или перевелись с прежней работы. Заработная плата на момент назначения выплат по указанной профессии является уже не актуальной, данное противоречие разрешалось именно возможностью расчета исходя из сегодняшнего заработка по аналогичной профессии или из ВПМ. Подобный расчет прямо предусмотрен Гражданским кодексом РФ, однако специальный закон отбирает это право у повредивших здоровье при исполнении трудовых обязанностей.

Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что изменения, внесенные в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», к сожалению, фактически ухудшают положение граждан, пострадавших на производстве. А сложившаяся в 2015 году негативная практика Верховного Суда РФ прямо свидетельствует о том, что если при назначении выплат пострадавший не смог выбрать наиболее благоприятный для себя вариант, то надеяться на судебную защиту не стоит. Единственный совет в данной ситуации – предельно внимательно изучать закон, узнавать все необходимые повышающие коэффициенты, самостоятельно просчитывать все возможные варианты, требовать от сотрудников ФСС РФ подробного разъяснения своих прав и осознавать, что надеяться можно только на себя.